Глава IV. Культура |
Основа и конечный смысл существования нации заключается в культуре. В ней вся история и генетический код народа. Культура – то, что нас связывает с древними и средневековыми татарами. Культура определяет целостность нации и ведет ее через прошлое к будущему. Человек может быть мусульманином или христианином, или вовсе атеистом, он может потерять язык, но останется татарином, если родная культура для него чем-то дорога. Если он помнит хотя бы одну татарскую мелодию, он останется татарином, ибо она найдет в его генах отзвук. Достаточно прозвучать первым нотам песни «Кара урман», как неизбежно всплывет в его душе все татарское. Дорога через «темный лес» - опасная, с неожиданными поворотами. Мелодия как судьба. Татарин рождается с мелодией в душе, он и умирая тоскует по тальянке. Польско-литовские татары 600 лет назад ушли на запад с князем Едигеем, служили польским королям и литовским князьям, говорят по-польски, но не забыли, кто они есть, потому что сохранили традиции. Культура – это литература, концентрирующая предания старины, мудрость и моральные ценности. Культура – это музыка, искусство, театр. Культура – это сабантуй, в котором сохранился дух народа, жажда соревнования, удаль. Каждое направление достойно большого и серьезного разговора. Но важнее всего ответить на вопрос: а кто генератор идей, кто определяет пути развития культуры? В нашей истории огромную роль сыграл ислам. Конечно, религия всего лишь элемент культуры, но порой ключевой. 922 год - великая веха. Прибытие в Булгар посольства из Багдада стало не просто фактом официального принятия ислама, но и международного признания молодого государства, его независимости от Хазарского каганата. Это был шаг к свободе. Предки татар добровольно вошли в исламский мир - самый передовой в ту эпоху. Следующая веха – исламская революция Узбек хана 1312 года. Она была кровавой. Ее мог совершить только сильный государь, ибо нужно было поднять руку на “Ясы” самого Чингисхана, по которым все религии признавались равными. Время Узбек-хана – период расцвета Золотой Орды. Мы еще не до конца осознали его историческую роль. Не только нам, но и узбекам, которые сегодня увлечены Тимуром и выстраивают свою историю вне Золотой Орды, предстоит заново открыть эту личность. Окажется, что татары и узбеки – одного корня. Третья великая веха – время обновления ислама, начатая джадидами в конце ХIХ века. Татарское сообщество тех лет не имело прав на учреждение светских учебных заведений, создание политических партий, было ограничено в правах собственности и экономической деятельности. Оно было вынуждено развивать культуру только в стенах медресе и там были собраны лучшие умы. Джадиды совершили интеллектуальный подвиг, они в условиях жесткого политического и религиозного прессинга царской России сумели сделать рывок от дремучего средневековья к Европе. Джадидизм это не только реформа системы образования и обновление ислама, но изменение характера культуры в целом. Вся татарская мысль, литература, политика ХХ века стали порождением обновленческого духа джадидов. Пророк Мухаммед сказал: «Воистину, Аллах в начале каждого столетия будет посылать умме человека для обновления религии». На рубеже ХIХ-ХХ веков джадиды стали теми, кто выполнил эту миссию. Модернизация религии и культуры - это вопрос выживаемости нации и государства. Современная ситуация такова, что даже при большом желании невозможно жить вне мировых тенденций. Следовательно, нужно найти способ адаптации своей культуры к процессу глобализации. Джадидизм не породил какой-то новой формы ислама. Он избавил его от исторических, этнических наслоений, которые приобрели статус непререкаемого авторитета (таклида). Джадидизм это не реформа в европейском смысле этого слова, а очищение ислама от наносного и чуждого. Сегодня в Казани можно увидеть женщин и даже молодых девушек, одетых в длинные платья и укутанных в платки как в Турции или Саудовской Аравии. Они, видимо, думают, что так становятся правоверными. Эта одежда никак не связана с исламом, а если уж сказать откровенно, то она просто некрасивая, даже примитивная. Татарки всегда одевались изысканно. Зачем же терять свою прелесть и превращаться в бесцветных турчанок и арабок, ведь это ни на шаг не приблизит к райским кущам. Наивный самообман. Точно так же можно на себя одеть форму летчика и думать, что умеешь летать. Джадидизм выступил против надуманной и привнесенной в ислам формы, обратившись к сути религии, к самому Корану, подвергнув критическому анализу различные схоластические «авторитеты». Джадидизм не специфически татарская форма ислама, а ее изначальная суть, а потому джадидизм универсален. Первые мусульманские лидеры почитали разум как великий божий дар. Ими двигало критическое мышление. Идждихад – великая категория, которая сделала молодой ислам привлекательным и он стремительно распространился по миру. Отказ от идждихада привел к консервации отсталости, в которой и пребывает большинство мусульманских стран. Джадиды вернули некогда присущее исламу свободу разума. Никто не может стоять между человеком и господом, ни община, ни имам, ни муфтий. Человек сам ответственен за свои деяния и сам должен осмысливать что правильно, а что греховно. А потому он должен быть образован. Это сближает ислам с Европой, поскольку современная западная культура началась с провозглашения критического мышления, воплотившегося затем в либеральных идеях. Истинный мусульманин тот кто постиг науки, а не просто заучил суры Корана. Бесполезно зубрить Коран, нужно понимать его. Пророк Мухаммед сказал: «Если кто-то встанет на стезю науки, то господь откроет ему дорогу в рай». Медресе – это не венец образования, а его первая ступень, за которой должен стоять университет, дающий универсальное и глубокое знание о мире. Джадидизм прагматичен. Ислам нужен не для созерцания, а для решения насущных потребностей жизни. Он должен давать ответы на возникающие на практике вопросы. А это невозможно без науки и образования. Настоящий имам должен иметь, по крайней мере, университетское образование. Тогда он сможет чему-то научить и других. На Российский исламский университет падает огромная ответственность по осмыслению и распространению опыта джадидизма. Нужно труды джадидов сделать доступными всем. Более того, нужно на их идеи взглянуть глазами ХХI века. Сегодня многое изменилось. Мир живет иными интересами, нежели сотни лет назад. Ислам, если он хочет сохранить свое влияние в обществе, должен уметь отвечать на вызовы времени и отбросить устаревшие традиции, хранителями которых являются многие восточные страны. Традиция отношения к женщине как к второсортному существу проникла в Ислам из иудаизма и христианства. Европа постепенно ушла от этого, а мусульманские страны продолжают ей следовать. Женщину нельзя рассматривать как родоначальницу греха. По Корану сатана соблазнил Адама и Еву одновременно. В Суре 20 написано: «Так Бога своего ослушался Адам, и с праведной стези был совращен». Один из лучших исламских богословов Муса Бигиев писал: «Насколько совершенны права женщины и насколько велико их достоинство, настолько сильным будет общественная система». Он утверждал, что толкователи исказили смысл коранических аятов о женщине. Предание о сотворении женщины из ребра Адама есть только лишь метафора, образ, который подразумевает тонкость и нежность женской натуры. Недопустимо применение в отношении женщины грубой силы, так же как по отношению к хрупкой реберной кости. Джадидизм современен и толерантен. Муса Бигиев разработал теорию абсолютной Божьей милости, по которой благодать господа объемлет все его творения, вне зависимости от того, какого вероисповедания они придерживались при жизни. В Суре 2 записано: “Тех, кто уверовал (в Коран), и тех, кто следует иудаизму, и назореи, и сабеи, кто в Господа и в Судный день уверил и (на земле) творит добро, ждет (щедрая) награда у Аллаха”. Ислам, по сути, мирная религия, что и подтверждается практикой реальных отношений мусульман и православных в республике. Надо бы в цокольном этаже мечети Кул-Шарифа открыть «Исламский музей мира». Это будет весьма символично. Мечеть Кул Шарифа станет не только символом защитников Казани, но и толерантности. Тогда мечеть наполнится особым смыслом и будет интересна для посетителей не только как архитектурное здание. Это будет уникальный музей, концентрирующий в себе ценности ХХI века. Мирный ислам станет визитной карточкой Татарстана. Историческая миссия татар заключается в том, чтобы стать мостиком между исламским миром и Западом. Мир раскололся на христиан, иудеев и мусульман, появилась брешь, которая может стать пропастью. Этот раскол прошел через души людей, наполнив их тревогой и страхом. Объединить расколотый мир могут только новые ценности. Они не могут быть чисто либеральными, но не могут быть и традиционно-исламскими. Татарстан занимает особое место в исламской цивилизации. Он ее самый северный форпост и при этом находится на границе Запада и Востока не только географически, но и в культурном плане. Мы носители культуры, соединяющей в себе исламские ценности с либеральными. В этом наше преимущество. Большинство исламских государств – сырьевые придатки развитых стран. Татарстан же производит высокотехнологичную продукцию, развивает научные школы и системы образования. Мы должны не хуже западных конкурентов производить вертолеты, грузовики, самолеты, а потому создавать условия жизни, близкие к европейским, иначе проиграем и нам останется одно - торговать как арабы нефтью, запасов которых у нас на 30 лет. Ислам у нас неизбежно станет европеизированным. Это будет евроислам. Жизнь заставит. А Восток для нас – всего лишь рынки сбыта. Когда с помощью Татарстана в Турции появился 1,5 метровый телескоп, мало кто отметил это неординарное событие. Для Турции телескоп - предмет гордости, поскольку далеко не все страны имеют возможность установить такой инструмент. Когда-то на средневековом Востоке занимались исследованием Вселенной. Обсерватория Улугбека в Самарканде была одной из лучших. Сегодня мусульманские страны такими исследованиями не занимаются. Татарстан пока находится на передовых рубежах. Модернизация религии и культуры - это вопрос выживаемости нации и государства. Современная ситуация такова, что даже при большом желании невозможно жить вне мировых тенденций. Следовательно, нужно найти способ адаптации своей культуры к процессу глобализации. Джадидизм не породил какой-то новой формы ислама. Он избавил его от исторических, этнических наслоений, которые приобрели статус непререкаемого авторитета (таклида). Джадидизм это не реформа в европейском смысле этого слова, а очищение ислама от наносного и чуждого. Сегодня в Казани можно увидеть женщин и даже молодых девушек, одетых в длинные платья и укутанных в платки как в Турции или Саудовской Аравии. Они, видимо, думают, что так становятся правоверными. Эта одежда никак не связана с исламом, а если уж сказать откровенно, то она просто некрасивая, даже примитивная. Татарки всегда одевались изысканно. Зачем же терять свою прелесть и превращаться в бесцветных турчанок и арабок, ведь это ни на шаг не приблизит к райским кущам. Наивный самообман. Точно так же можно на себя одеть форму летчика и думать, что умеешь летать. Джадидизм выступил против надуманной и привнесенной в ислам формы, обратившись к сути религии, к самому Корану, подвергнув критическому анализу различные схоластические «авторитеты». Джадидизм не специфически татарская форма ислама, а ее изначальная суть, а потому джадидизм универсален. Первые мусульманские лидеры почитали разум как великий божий дар. Ими двигало критическое мышление. Идждихад – великая категория, которая сделала молодой ислам привлекательным и он стремительно распространился по миру. Отказ от идждихада привел к консервации отсталости, в которой и пребывает большинство мусульманских стран. Джадиды вернули некогда присущее исламу свободу разума. Никто не может стоять между человеком и господом, ни община, ни имам, ни муфтий. Человек сам ответственен за свои деяния и сам должен осмысливать что правильно, а что греховно. А потому он должен быть образован. Это сближает ислам с Европой, поскольку современная западная культура началась с провозглашения критического мышления, воплотившегося затем в либеральных идеях. Истинный мусульманин тот кто постиг науки, а не просто заучил суры Корана. Бесполезно зубрить Коран, нужно понимать его. Пророк Мухаммед сказал: «Если кто-то встанет на стезю науки, то господь откроет ему дорогу в рай». Медресе – это не венец образования, а его первая ступень, за которой должен стоять университет, дающий универсальное и глубокое знание о мире. Джадидизм прагматичен. Ислам нужен не для созерцания, а для решения насущных потребностей жизни. Он должен давать ответы на возникающие на практике вопросы. А это невозможно без науки и образования. Настоящий имам должен иметь, по крайней мере, университетское образование. Тогда он сможет чему-то научить и других. На Российский исламский университет падает огромная ответственность по осмыслению и распространению опыта джадидизма. Нужно труды джадидов сделать доступными всем. Более того, нужно на их идеи взглянуть глазами ХХI века. Сегодня многое изменилось. Мир живет иными интересами, нежели сотни лет назад. Ислам, если он хочет сохранить свое влияние в обществе, должен уметь отвечать на вызовы времени и отбросить устаревшие традиции, хранителями которых являются многие восточные страны. Традиция отношения к женщине как к второсортному существу проникла в Ислам из иудаизма и христианства. Европа постепенно ушла от этого, а мусульманские страны продолжают ей следовать. Женщину нельзя рассматривать как родоначальницу греха. По Корану сатана соблазнил Адама и Еву одновременно. В Суре 20 написано: «Так Бога своего ослушался Адам, и с праведной стези был совращен». Один из лучших исламских богословов Муса Бигиев писал: «Насколько совершенны права женщины и насколько велико их достоинство, настолько сильным будет общественная система». Он утверждал, что толкователи исказили смысл коранических аятов о женщине. Предание о сотворении женщины из ребра Адама есть только лишь метафора, образ, который подразумевает тонкость и нежность женской натуры. Недопустимо применение в отношении женщины грубой силы, так же как по отношению к хрупкой реберной кости. Джадидизм современен и толерантен. Муса Бигиев разработал теорию абсолютной Божьей милости, по которой благодать господа объемлет все его творения, вне зависимости от того, какого вероисповедания они придерживались при жизни. В Суре 2 записано: “Тех, кто уверовал (в Коран), и тех, кто следует иудаизму, и назореи, и сабеи, кто в Господа и в Судный день уверил и (на земле) творит добро, ждет (щедрая) награда у Аллаха”. Ислам, по сути, мирная религия, что и подтверждается практикой реальных отношений мусульман и православных в республике. Надо бы в цокольном этаже мечети Кул-Шарифа открыть «Исламский музей мира». Это будет весьма символично. Мечеть Кул Шарифа станет не только символом защитников Казани, но и толерантности. Тогда мечеть наполнится особым смыслом и будет интересна для посетителей не только как архитектурное здание. Это будет уникальный музей, концентрирующий в себе ценности ХХI века. Мирный ислам станет визитной карточкой Татарстана. Историческая миссия татар заключается в том, чтобы стать мостиком между исламским миром и Западом. Мир раскололся на христиан, иудеев и мусульман, появилась брешь, которая может стать пропастью. Этот раскол прошел через души людей, наполнив их тревогой и страхом. Объединить расколотый мир могут только новые ценности. Они не могут быть чисто либеральными, но не могут быть и традиционно-исламскими. Татарстан занимает особое место в исламской цивилизации. Он ее самый северный форпост и при этом находится на границе Запада и Востока не только географически, но и в культурном плане. Мы носители культуры, соединяющей в себе исламские ценности с либеральными. В этом наше преимущество. Большинство исламских государств – сырьевые придатки развитых стран. Татарстан же производит высокотехнологичную продукцию, развивает научные школы и системы образования. Мы должны не хуже западных конкурентов производить вертолеты, грузовики, самолеты, а потому создавать условия жизни, близкие к европейским, иначе проиграем и нам останется одно - торговать как арабы нефтью, запасов которых у нас на 30 лет. Ислам у нас неизбежно станет европеизированным. Это будет евроислам. Жизнь заставит. А Восток для нас – всего лишь рынки сбыта. Когда с помощью Татарстана в Турции появился 1,5 метровый телескоп, мало кто отметил это неординарное событие. Для Турции телескоп - предмет гордости, поскольку далеко не все страны имеют возможность установить такой инструмент. Когда-то на средневековом Востоке занимались исследованием Вселенной. Обсерватория Улугбека в Самарканде была одной из лучших. Сегодня мусульманские страны такими исследованиями не занимаются. Татарстан пока находится на передовых рубежах. Модернизация ислама – самый большой вклад татар в мировую культуру нового времени. Конечно, была эпоха Золотой Орды, которая изменила карту средневековой Евразии. Но это в прошлом. А в настоящем мы интересны человечеству только готовностью к обновлению ислама. Мы восхищаемся Тукаем или Сайдашевым. Они выдающиеся личности, но только для татарского народа. То, что может вывести нас на широкую арену – это джадидизм. Одна из традиций, заложенных джадидизмом – открытость татарской культуры. В этом огромное преимущество, но в этом же и опасность. Глобализация не только несет с собой огромный позитивный потенциал, но и как молох может раздавить любую национальную культуру. Татары довольно гибко реагируют на мировую моду. Появились татарские дискотеки, очень современная живопись, серьезная авангардная музыка, причем авангард с акцентом на эмоциональное, духовное начало, без сухого западного рационализма. Татарская культура не растерялась на рубеже веков. Но пугает ее раздвоенность. С одной стороны, из татар вышли Софья Губайдуллина, Рудольф Нуриев, Ирек Мухамедов, которые стали мировыми звездами, но не в татарской среде. С другой стороны, идет поток пошлых шлягеров. Ни тебе мелодии, ни текста, ни оркестровки. На дешевом синтезаторе из двух-трех аккордов на два-три слова составляют дешевый продукт для дискотеки. Отсутствие голоса компенсируют современной техникой. Не нужен Ильхам Шакиров. Зачем Рустем Яхин? Можно писать песни, не имея образования и даже слуха. Это наше собственное порождение. В советское время татарская культура несла элемент протеста, выступала против русификации. Отсюда осознание своей социальной значимости. Она была хранительницей традиций народа. Сегодняшняя демократия как ни странно многих лишила опорной точки и востребованности. Трудно стало найти свое место и стать властителем дум, а рынок многих превратил в шабашников. Кто сегодня должен формулировать пути развития культуры? Кто поставит заслон атакам бездарности? База развития культуры – система среднего образования. Она в Татарстане стала серой и скучной. Экспериментальные школы, которые появились с началом перестройки, умерли. Убитая инициатива – это диагноз. Даже в суровое царское время, когда запрещали татарские светские школы и вся жизнь татар проходила в медресе, наши мударрисы сумели предложить великолепные образцы учебных заведений. Сегодня система образования рассматривается как аппендикс российской системы. В чем принципиальная разница сегодняшней системы от унитарной советской? Да, ни в чем. Просто увеличилось количество татарских школ. Но ведь Татарстан - пространство не просто татарского языка и культуры, но сосуществования различных культур и конфессий. А это требует иных стандартов образования. Западное и восточное мышление отличается одной характерной чертой. В развитых странах политическая элита и руководящий эшелон считают приоритетной ценностью развитие системы образования, как лучшее вложение капитала. В бедных странах ориентируются на продажу сырья. В Калифорнии расходы на образование составляют более 40% бюджета штата. Чудеса Силиконовой долины начинаются с этого. В Татарстане по социологическим данным у руководителей взоры обращены на нефть, а система образования находится в шкале ценностей чуть ли не на последнем месте. «Нефтемания» типична для сознания татарстанского общества. В вопросах образования джадиды были людьми западными, а мы откатились далеко на Восток. Но ведь будущее республики закладывается в первом классе, а не в нефтяной скважине. Очень легко найти оправдание нынешнему состоянию системы образования, сославшись на отсутствие денег и давление центра. Но вопрос стоит иначе. Или нужно выбрать путь в цивилизованное государство, а значит начать с изменения системы образования, или же быть сырьевым придатком умных стран. Противоречие нашего сознания порой потрясает. Казань с одной стороны несет огромный интеллектуальный заряд. Десятки первоклассных кафедр и целых университетов, с другой стороны, отсутствие каких-либо ясных приоритетов в экономическом, техническом, технологическом развитии. Когда была создана Академия наук Татарстана, она собрала неплохие интеллектуальные силы. В перестроечные и постперестроечные времена во многом благодаря ученым Академии наук и Казанского университета озвучивались татарские интересы. Но период собирания плодов с земли закончился. Старые ресурсы себя практически исчерпали. АНТ должна сделать качественный скачок. Нужна иная концепция развития науки, которая должна прямо связываться с приоритетными направлениями экономической и общественной жизни республики. Смысл существования самой Академии в этом. Науку можно развивать и в университетах и в отраслевых институтах. Академия себя оправдывает, если предлагает экономические и социальные механизмы реализации научных исследований. Это функция не государственных органов, а интеллектуальной элиты. Шведы прямо говорят, что их благополучие строится на нескольких открытиях, типа мобильного телефона. Открытия кормят страну, потому что экономика, технология, образование построены таким образом, что людям выгодно изобретать. АНТ должна дать ответы на эти вопросы. Здесь дело не в финансировании и штатном расписании, а интеллектуальной и административной воле. Стратегия республики должна определяться в научных кругах, а государственные органы примерять их к реальным возможностям республики. АНТ время от времени вбрасывает новые идеи по ряду вопросов развития татарской культуры. Но это академическое учреждение. В этом его плюсы, но в этом же и минусы. Время требует создания Татарского университета. У татар должен быть свой собственный университет, который будет выражать интересы народа, генерировать новые идеи и готовить кадры для их реализации. Решение об открытии существует, но нужна концепция, оправдывающая этот шаг. Если бы вопрос заключался только в языке преподавания, то можно было бы просто расширить Педагогический университет. Дело в другом. Татарский университет должен ориентироваться на мировые стандарты. Он должен быть международным университетом. Только сотрудничая с лучшими университетами мира, он станет нужным народу. Одновременно Татарский университет при его учреждении должен опираться на Академию наук. В Институте истории АНТ собраны значительные силы историков, но они не преподают, а лишь пишут книги. Преподают другие, хотя по нашим книгам. Это неправильно. Готовить кадры должны ученые, находящиеся на переднем крае науки. Иначе говоря, академические институты должны открыть свои кафедры в новом университете. Тем самым будут решены две задачи: университет сразу же станет конкурентоспособным, а Академия получит новое дыхание, поскольку будет привязана к конкретным задачам развития республики и татарского народа. Именно Татарский университет может и должен в будущем стать главным генератором новых идей для татарского народа и республики. Культура – необъятный океан, в котором собраны и трудовые навыки и психологические нюансы души, отношение человека к природе. Ее не объять взором и не пересказать словами, ее надо чувствовать. Именно в культуре кроется потенциал народа, загадка несгибаемости его духа. Татарин, твое богатство это твоя культура. Ни нефть, ни заводы, ни какое-то имущество, а культура. Нет ничего дороже культуры и нет иного смысла в этой жизни, кроме развития культуры. Не раз наш народ попадал в мясорубку, целые поколения интеллектуалов уничтожались и казалось, что не осталось в народе сил на возрождение. Но проходило время и появлялись новые поэты и писатели, драматурги и певцы. Они черпали силу в культуре. Культура неиссякаемый источник силы и вдохновенья. Пока развивается культура, жив и народ. V. «Большой Татарстан» Дискутируя о предстоящей переписи населения 2002 года, я спросил у директора Института этнологии и антропологии Российской Академии наук: «В Вашем алфавитном списке народов татары и казанские татары значатся отдельно. По какому критерию Вы их отличаете и как мне записаться – татарином или казанским татарином?». На что он, нисколько не смущаясь, ответил: «Запишитесь тем, кем Вы себя чувствуете». «Но я не чувствую себя шизофреником»,- ответил я. Российские ученые не тупые, они прекрасно понимают, о чем идет речь. Но заказ есть заказ. Если бы они придерживались научных принципов, тогда и русскую нацию раскидали бы по алфавитному списку на казаков, московских русских, поморов, русских, сибиряков. Подготовка к переписи обнажила неуемное стремление центра расколоть татар и тем самым уменьшить их численность. Почему вдруг сегодня центр вплотную занялся этим? Объяснение простое. С одной стороны, усилилось имперское начало в стране. С другой – усилились татарский и исламский факторы. Татарам дали волю и они этим воспользовались, стали влиять на общественные процессы. Теперь центр пытается любым способом остановить татар, но джин из бутылки выпущен. Когда возраст перевалил за 55, пора спросить с себя: а что ты сделал для своего народа? Где ты был, когда решались судьбоносные вопросы? Каков твой личный вклад? Тяжелый вопрос, особенно, если от тебя что-то зависело в этой жизни. Историю не вернешь и не напишешь заново. Она прожита - плохо ли, хорошо ли… Нацию объединяет язык, культура, общие моральные ценности. Но то, что движет современным миром - это деньги, информация и власть. Татары умеют зарабатывать деньги. Но стало ли их богатство фактором, объединяющим народ? Пожалуй, нет. Богатые спрятались за высокими заборами и темными окнами машин от проблем бедных. В лучшем случае отделываются подачками. Что такое богатство? Казалось бы наивный вопрос. Очевидно, богатые те, у кого есть деньги, трехэтажный дом, джип или «Мерседес-600». Но если взглянуть поглубже, то окажется, что есть богатство и есть богатство - богатство для себя и богатство для других. И дело здесь не в благотворительности. Швейцария по территории чуть меньше Татарстана, при этом одна из самых богатых и влиятельных стран мира. Она умеет делать деньги и распоряжаться ими, хотя там нет нефти и других природных ресурсов. «Новые русские» деньги держат там. Когда-то Швейцария была очень бедной, и ее граждане в поиске заработка добирались даже до России – работали швейцарами. Благополучие Швейцарии построено на экономии. Иметь дорогую машину неприлично. Даже государственные учреждения не позволяют себе такие расходы. Охрану федерального правительства в Берне ведет служба безопасности на горных велосипедах. Министры пользуются электричкой, даже сопровождая официальные делегации по стране. Но там не жалеют денег на образование, потому что знания делают их богатыми. Если в Швейцарии появляется «Мерседес-600», значит заехал «новый русский». Когда у Президента Татарстана проходит совещание районных глав администрации, то Кремль превращается в выставку самых престижных и дорогих автомобилей мира. А ведь одного джипа хватило бы, чтобы районную больницу привести в божеский вид. По приглашению Стэндфордского университета я несколько раз был в Калифорнии и посмотрел городки миллионеров, расположившихся вокруг Сан-Франциско. Миллионеры предпочитают одноэтажные дома – они экономичнее. Вокруг Казани стоят дворцы, протопить которые не только пенсии, но и зарплаты рядового гражданина не хватит. Мало того, наши миллионеры строят в том же стиле второй и третий коттедж, не зная, куда девать деньги. Итальянцы отличные кулинары. Лучшие рестораны мира – итальянские, тем более в самой Италии. Приходилось бывать на официальных приемах и в Риме, и небольших городках. Везде изысканная еда, но никогда стол не будет ломиться от яств как у нас, и тем более они не потерпят, чтобы еда оставалась – неприлично для культурного общества. В Коране сказано: «Расточители – братья Сатаны»… Показное богатство татар – это оборотная сторона нищеты духовной. Зачем застолье, от которого остается еды на неделю?! Зачем огромный многоэтажный коттедж на семью из трех человек?! Зачем "Мерседес", если есть современные недорогие машины - в конце концов, все автомобили оказываются на свалке. Деньги надо вкладывать в образование детей, в развитие инфраструктуры, которая поможет объединить твой народ, создание новых рабочих мест, изобретение таких технологий, которые делают богатыми не только тебя, но и других. Смысл жизни в служении своему народу, остальное – тлен и суета. Самый богатый человек мира – Билл Гейтс. Он создал технологии, изменившие образ жизни всего человечества. Его богатство не финансы, а интеллектуальные изобретения. У студента Билла Гейтса не было ничего, кроме хорошей идеи. Сегодня все мы пользуемся его компьютерными программами, они вошли в каждый дом и это обогащает нас – духовно и материально. Богатство, которое делает других богатыми и есть истинное богатство. На какой технологии построено богатство наших бизнесменов? Вопрос, конечно, риторический. Мы знаем на него ответ. Он в основном неприличный. У нас существуют богатые и бедные не потому, что первые умные, а вторые глупые и бесталанные. Вовсе нет. Это произошло совсем по другой причине… Богатые страны не те, где много богатых, а те, где нет бедных. Цивилизованные страны гордятся именно отсутствием бедных и развиваются за счет экономии и эффективного использования собственности. Здания, которые требуют чрезмерных расходов и не содействует развитию бизнеса или культуры – мертвый капитал. Деньги, не вложенные в развитие республики и своего народа – мертвые финансы. Собственность, которая простаивает, никого не обогащает – мертвая собственность. Вокруг Казани и внутри города целые зоны мертвого капитала – коттеджи, пустующие здания, земля, заваленная мусором. Горы мусора вдоль железной дороги. Город как свалка. И везде заборы, заборы, заборы – высокие каменные, отгораживающие богатых; деревянные, покосившиеся и жалкие, прячущие еще более жалкую картину во дворе. А по этим улицам, по колдобинам ездят супердорогие джипы и «Мерседесы». Неприлично. Легко поучать богатых, когда ты сам беден. Когда ты близок к власти, тогда критика оборачивается против тебя. Лучше промолчать, иначе скажут: вот и делай, раз ты власть! В людях с советского времени осталась слепая вера в государство, которое якобы все обязано и все может. Стойкое заблуждение. Покорность и вера во всемогущество властных механизмов опасна для нации. Обретение государственности стало главной темой последних десяти лет и самым большим успехом нашей политики. Борьба за государственный суверенитет, подписание Договора, бурная внешняя политика, наконец, отстаивание прав с приходом В.Путина – путь, которым можно гордиться. Но многие полагали, что, укрепив Татарстан, можно решить все проблемы народа. Если бы основная масса татар жила в республике, пожалуй, это было бы так. Но сегодня надо считаться с тем, что татары живут в разных регионах, где им приходиться рассчитывать на себя. Отношение к татарам в России никогда не было простым, не станет оно лучше и в ближайшие годы. Империи спокойно не расстаются со своим прошлым. Распадаясь, они смердят. Значит нужно быть готовыми к любым поворотам судьбы. В царской России без поддержки государства и даже вопреки его давлению татары развили экономические структуры, систему образования, создали политические партии. У татар был огромный запас прочности перед лицом жизненных невзгод. Советская система как СПИД лишила многих иммунитета. А ведь главное для выживаемости народа - его способность к самоорганизации. Больно смотреть, как татары Башкортостана приезжают в Казань жаловаться на судьбу, хотя их в республике больше миллиона. Это же огромная сила. Эстонцев в мире всего-то один миллион. Татары громко заявили о себе, но при этом во многих вопросах проявляют инфантильность, требуя решения своих вопросов у исполнительных структур Татарстана. Республика отвечает за развитие татарского образования и культуры, поскольку нет общефедеральных или каких-либо иных структур, способных выполнить эти функции. Но бюджетные возможности Татарстана весьма ограничены. С ними далеко не уедешь. Следовательно, нация сама должна позаботиться о дополнительном образовании детей. В какой-то мере Интернет-образование с татарским уклоном может помочь компенсировать существующие потребности. Экспансия татарстанских вузов в места компактного проживания татар послужила бы добрую службу, но этот процесс непростой, он должен быть двусторонним. Татарский мир в прошлом отличался наличием огромного количества газет. Это всегда было предметом нашей гордости, но сегодня эта сфера не имеет особых перспектив. Подписка не может дать тиража, а спонсорская поддержка обходится дорого и главное оказывается малоэффективной. Она не решает вопроса в принципе. Для сравнения: в советское время тираж ограниченного количества татарских газет доходил до 3 млн. экз., сегодня их стало много больше по количеству, но совокупный тираж меньше 0,5 млн. экз. В будущем электронные средства информации, безусловно, будут доминировать. Проще и дешевле создавать электронные газеты в Интернете, которые можно при необходимости распечатывать на местах. Федеральное правительство за счет наших налогов содержит радиостанцию «Голос России», который вещает на 32 языках на 160 стран мира, но, несмотря на неоднократные обращения, отказывается вещать на татарском. Мы чужие для России. Получается, что легче договориться с американской радиостанцией «Свобода», нежели с российскими федеральными службами. Коротковолновая радиостанция Татарстана будет снимать часть проблем общетатарского информационного пространства, но только часть. Ставку надо сделать на местные FM-станции, открыть которые вполне под силу состоятельным бизнесменам. Причем при наличии большого количества татарских слушателей, как, например, в Москве, их можно сделать безубыточными, а, подключив к Интернету, значительно расширить аудиторию. Телевидение сегодня не имеет конкуренции. Татарстан уже начал трансляции через спутник на канале «Татарстан - новый век». Но это первые робкие шаги. Пока не существует ясного видения как ТНВ будет работать на весь татарский мир и прием на местах этого канала ограничен из-за материальных возможностей телезрителей. Это направление является исключительно перспективным. Его значение трудно переоценить. В информационной сфере для татар нет ничего важнее спутникового телеканала, а потому нельзя жалеть сил и средств на его укрепление. Реальный вес татар в России будут определять три фактора: укрепление Республики Татарстан, организованность национально-культурной автономии и единство мусульман. Если удастся объединить все три фактора в один кулак, тогда ни один серьезный вопрос в России не будет решаться без татар. У татар должна быть своя общероссийская партия, не связанная с федеральной властью. Партия далекая от манипуляций политтехнологов, опирающаяся на татарскую информационную сеть, соединяющая в себе этнический и исламский факторы, привлекающая на свою сторону другие народы России. Так было до революции, так будет в будущем. Власть определяет многое, особенно в такой стране как Россия. Но именно в России к власти рвутся самые беспринципные политики. Партии сегодня пока что мало значат, да и нет настоящих партий. Центральная власть создает политические образования по своему усмотрению, произвольно ими манипулирует, а когда необходимость в них исчезает, распускает. Когда готовились программные документы партии «Единая Россия», построенной, кстати, как клон МЧС, там не было ни слова о народах и федерализме. Под давлением М.Шаймиева и О.Морозова такой раздел появился. В центре понимают только давление и силу, но не здравый смысл и общечеловеческие ценности, потому что Россия живет инстинктами, а они – имперские. Мы живем в эпоху господства циничной политтехнологии, не знающей никаких сдерживающих мотивов, ничего святого. Страсть к власти заменила мировоззрение и национальную идею. За деньги покупают власть, а из власти делают деньги. Трудно противостоять этой «политике», поскольку она рассчитана на то, что противники придерживаются каких-то принципов и норм морали. В этом уязвимость всех, кто противостоит такой политике. Но политтехнологи ориентируются на ближайшую конъюнктуру, их не интересует и в принципе не может интересовать будущее страны и народа, тем более народов России, они стремятся за короткое время выжать из власти все, что можно. Успеть обогатиться, а для этого централизовать финансовые потоки. Если для этого им нужна война, они ее начинают, если нужно сделать еще один дефолт, и это сделают. Многие думают, что война идет где-то там, что это вовсе и не настоящая война, а антитерритористическая операция. Политики решили, что если не показывать по телевидение боевые действия, то и нет никакой войны. На самом деле бомбы, которые сбрасываются в Чечне, взрываются в каждом городе России. Они взрываются в наших душах, разлагая общество. В такой войне бывает только поражение. Политтехнологи посеяли ветер, начав, пусть ограниченную, но гражданскую войну - пожинать будут фашизм, причем по всей стране. Это агония империи. Россию разрушает процесс централизации и унификации всего и вся. В своей истории она дважды создавала систему жесткого централизованного управления. Первый раз — после отмены крепостного права, в результате чего получили революцию. Второй раз коммунисты создали плановую экономику и государство с тотальным контролем над гражданами и прессой. В результате получили «перестройку» и распад СССР. Третий раз Россия наступает на любимые грабли. «Вертикаль власти» - это харакири. Федеральная власть с редким упорством продолжает этот жуткий ритуал самоубийства. Центр будет бороться с республиками и попытается превратить их в административные территории, а народам оставить национально-культурные автономии, чтобы потом покончить и с национально-культурной автономией. Политтехнологи обязательно создадут параллельные и альтернативные татарские движения с тем, чтобы нейтрализовать все, что было создано Казанью. Будут «мочить» новую редакцию Конституции Татарстана. Наконец, возьмутся за ислам, чтобы ограничить его влияние. Запрет татарской латиницы Государственной Думой – это узаконенный великодержавный шовинизм. Звонок прозвенел. Русская душа последние столетия колебалась между Западом и Востоком. Она не может уйти от восточных традиций, но и стать частью Европы тоже не хочет. В.Путин после интенсивной антизападной и антинатовской накачки общества, неожиданно заключил с НАТО союз и стал самым прозападным руководителем из всех лидеров СССР и России. Но при этом его Аппарат категорически против латинской графики татарского языка. Нельзя быть прозападным и одновременно выступать против латыни. Это называется шизофренией. Все российское общество политтехнологи сделали шизофреническим. В этой ситуации честная политика выглядит заведомо проигрышной. Призыв к честной политике выглядит большой утопией, но она единственно возможная с точки зрения реализации стратегических интересов народа. У честной политики есть одно громадное преимущество – в долгосрочном плане побеждает только она. А политтехнология конъюнктурна, она для временщиков. В конце концов, нам некуда и незачем уезжать, мы живем на своей земле и у нас нет счетов в швейцарских банках. У русских есть один извечный вопрос: «Что делать?». У татар он звучит иначе: «Спит или умер татарский народ?» На него по-разному отвечали. Я убежден он не умер и не спит. Он собирает силы. Есть точки роста по всей стране. Появились люди, которые перестали стонать и жаловаться. Они действуют, как могут. Пора соединить разрозненные очаги в один мощный поток. Пришла пора для наступления. Время требует более жесткой привязки общетатарских и республиканских структур. Мы находимся на историческом переломе, когда должны сделать качественный скачок и создать «Большой Татарстан», т.е. соединить государственные структуры республики с официальными организациями татарского народа. В орбите «Большого Татарстана» должны находиться общественные организации, СМИ, экономические и другие структуры. Объединение финансовых, властных, информационных, интеллектуальных и других ресурсов воедино создаст кумулятивный эффект и потенциал татар резко возрастет. Функция координации татарской системы образования и культуры в основном падает на республиканские органы, которые для повышения эффективности должны иметь соответствующие подразделения, т.е. надо в министерствах образования, культуры, по делам молодежи назначить заместителей министров, отвечающих только за систему развития татарского народа в целом. Эти заместители министров под руководством вице-премьера и совместно с председателем постоянной комиссии Государственного Совета РТ по вопросам культуры и руководителем федеральной национально-культурной автономии могли бы составить своеобразное «Правительство Большого Татарстана». Кстати, его существование позволит впредь избежать обвинений в преследовании узкореспубликанских интересов, которые прозвучали в прессе в связи с переходом на татарскую латиницу. Два главных рычага помогут этому «Правительству» – телеканал ТНВ и Интернет. В середине 90-х годов в одной из газет меня назвали «кремлевским мечтателем». Я понимаю, что многое из написанного выглядит фантазией или мечтой. Для тех, кто специализируется на критике, это хороший объект покуражиться. Есть такие, которые за деньги напишут о Татарстане все что угодно, а есть еще просто любители критики. Критики ради критики, оппозиция ради оппозиции. Такой уж характер. Они ругают власть только потому, что она власть. Кстати, это чисто русская традиция либеральной интеллигенции. Когда мы начинали движение за суверенитет Татарстана, мало кто верил в успех. Разве можно было представить в 1988 году, что татарский язык станут преподавать во всех школах республики и даже вузах, что Татарстан будет иметь представительства в десятках стран мира, что из Казанского Кремля выведут гарнизон, который простоял более четырех веков и на этом месте появится мечеть Кул-Шарифа?! Мечеть в Казанском Кремле на месте военного плаца? Это выглядело чистейшей утопией. Но сегодня мечеть стоит. Много утопичного в призыве служить народу, когда в стране справляют шабаш воры, коррупционеры и политтехнологи, причем бравируя этим и возводя низменное в достоинство. Казалось бы, только мечтатель может рассуждать о честной политике в стране произвола и беззакония. На самом деле это вовсе не мечты и не фантазия, а позиция, выработанная после десятилетия активной политической жизни. Ну, нельзя на самом деле же встать в их ряды. Это было бы равносильно духовной смерти, а это пострашнее физической смерти. Как бы то ни было, что бы ни говорили, нет ничего выше интересов народа и республики. Нет другого смысла этой жизни. Все остальное суета сует, а, как известно, суета от дьявола. Нет смысла в золоте, если оно не служит обществу. И власть не самоценна. И религия тоже. Богатство должно объединять! Религия и история, культура и язык должны объединять народ и поднять его достоинство! Татары должны встать вровень с развитыми народами мира. В этом смысл нашего бытия. И нет ничего дороже свободы. Она выше золота и власти, выше любых государственных интересов. Еще я мечтаю о том, чтобы когда-нибудь, наконец, последняя империя на этой планеты канула в Лету. Империя должна быть разрушена. В России должны восторжествовать демократия, федерализм, гласность, мир и свобода народов. Ради этого стоит жить и мечтать. А может еще при жизни все это удастся увидеть, если конечно, татары будут едины. Татарская пословица гласит: Того, кто отобьется медведь раздерет, Того, кто отделится волк растерзает. <<< назад <<< В начало <<< На главную |