Глава II. История

Загляни в прошлое, и ты увидишь свое будущее…
О татарах создали черную легенду как о диком народе. В нее поверили даже некоторые татары. Кто-то записался под другим именем, предпочитая быть русским, узбеком, казахом, башкиром, кто-то стыдливо замалчивает о своих корнях. В русской, да и европейской литературе татарин всегда злой и хитрый, коварный и жестокий. Такой образ помог унизить народ.

На самом деле, нет оснований стыдиться собственной истории. Она во истину великая. Эта история еще не закончилась.

Тюрки стали известны миру своей способностью создавать государства и управлять ими – так оценивал созидательный дух нашего народа Садри Максуди. Тюркский каганат, Булгарское государство, Золотая Орда, Казанское, Крымское, Астраханское, Сибирское и другие ханства - одно перечисление грандиозных государств заставляет задуматься. Может быть, за эти столетия непрерывного строительства, войн, побед и поражений татары исчерпали свой гений? Где, на каком этапе и по какой причине татары растеряли свой потенциал?

Может быть, огромные пространства Золотой Орды оказались неподъемными? Или же распад на татарские ханства вбил клин в татарскую нацию и создал ненужное соперничество? Или же взятие Казани, в котором участвовали и татарские войска деморализовало народ? Как бы то ни было с ХVI века татары пытаются возродиться и не могут найти своего главного исторического стержня. Создание Штата «Идел-Урал» могло поправить ситуацию, но не хватило сил, не было единства. Большевики сумели перехватить инициативу, предложив проект «Татаро-башкирской республики», а затем установили жесткий контроль над татарами. Сегодня центр приложит все силы, чтобы не допустить единства татарского народа, его объединения с башкирами и другими народами. Так легче управлять. Это имперская традиция. Но времена меняются.

С распадом СССР изменилась страна. Уменьшение территории государства фактор не количественный, а качественный. Резко уменьшился экономический и демографический потенциал. Экономика страны стала более затратной, упала ее конкурентоспособность из-за отпадения юга, а проблемы коммуникации при этом остались практически те же. Россия фактически потеряла влияние на Каспийском, Черном и Балтийском морях. «Новая Россия» потеряла все, что завоевал Петр I.

Еще никогда в истории России вопрос ее государственного устройства не стоял столь остро. И основная причина здесь кроется не в каких-то кознях против нее, а в традиционном сознании, имперском инстинкте. Великодержавная риторика и мифотворчество заменили трезвый расчет. Политики живут фантазиями, в то время как бюджет страны стал несоизмеримо мал. Даже у финской компании “Nokia”, которая продает мобильные телефоны у нас, бюджет превышает российский. О какой державе может идти речь! Для оптимизма нет аргументов.

Вместе с распадом СССР начался распад «Великой России». За границей оказался Киев – мать городов русских. Почему же тогда Казань должна остаться в составе России? Кто и на какой границе остановит распад государства? Где ее естественные границы?

Россию можно представить себе без Киева, но нельзя представить без Казани. Исторически Россия возникла после взятия Казанского ханства. До этого существовала Московия, но не Россия. И сегодня отношения Москвы и Казани носят символический характер -за этим стоит способность Москвы найти общий язык с нерусскими народами.

Дезинтеграцию России, начавшуюся со времени распада СССР, может остановить только иная политика, построенная на новом прочтении истории России.

Истоками России являются как православие, так и ислам, как славянское, так и тюркское начало. Это ее генетический код, от которого не уйти и не избавиться. Он будет определять будущее страны. Иначе говоря, у России две опоры, две ноги - Киевская Русь и Золотая Орда. Все проблемы, вся неопределенность национальной идеи и реальной политики в России происходят из-за игнорирования этого факта, в стыдливом отказе от татарского наследства под влиянием петровско-екатерининской традиции.

Пройдет время и все обнаружат, что крупные поволжские города стоят на золотоордынских фундаментах и фигура Бату-хана предстанет в качестве великого строителя, а не разрушителя. «Татарскую дань» будут воспринимать как умеренный налог (10%), а финансовую систему как лучшую в эпоху средневековья. Русские, подняв документы, увидят, что расцвет православия приходится на эпоху Золотой Орды, поскольку по законам («Ясе») Чингисхана все религиозные организации освобождались от налогообложения. А после освобождения от «ига» монастыри оказались в сложном финансовом положении и начали закрываться. Обнаружится, что почтовая (ямская) служба, как и многие другие институты, сохранялись в российском государстве в течение долгого времени как татарское наследие.

В России всегда жил дух Чингисхана. Ее история - это неудержимое стремление воссоздать государство в границах монгольской империи.

Москва порождение Золотой Орды, ибо она поднялась и стала влиятельной благодаря сбору «татарской дани», а затем, пользуясь этой привилегией, объединила вокруг себя другие русские княжества. Дмитрий Донской и не думал воевать с татарами, он выступил вместе с лояльными татарами на стороне законной власти против узурпатора Мамая, которого поддерживали литовцы. А если хан Тохтамыш ходил на Москву, так это для того, чтобы заставить Дмитрия платить дань. Он приводил в соответствие Русский улус с порядками, которые были установлены в государстве.

В те века у татар интересы были связаны не с русскими землями. Татары рвались в Европу, причем через великие степи, не особенно затрагивая лесную зону, где конница не могла проявить свои качества. При той раскладке политических сил русские не могли быть врагами, да и с экономической точки зрения не были особенно привлекательными.

Российское сознание ждет жестокое историческое отрезвление после петровского похмелья.

Сегодня идет переосмысление многих исторических вещей. ЮНЕСКО признало Чингисхана человеком тысячелетия, не злодеем как Гитлера, а в качестве великой личности, оказавшей наибольшее влияние на мировые процессы. Выставка «Искусство Золотой Орды», организованное Эрмитажем пользуется огромным успехом и путешествует по миру. Интерес к Золотой Орде с каждым годом будет расти.

Знаменитый хирург Ренат Акчурин написал программную статью «Татарский вопрос» в России», где мимоходом задел республику за «угар суверенизации», объявил, что переход татарского языка на латиницу не согласуется с волей татар, хотя сам не понимает по-татарски, а решение II съезда Всемирного Конгресса татар по этому вопросу для него неавторитетно, он нашел татарских ультранационалистов и даже не забыл про «руку» Анкары. В общем, представил весь традиционный набор «аргументов» против республики. Он также по-отечески дал диагноз «детской болезни» юной татарской историографии», которая почему-то Волжскую Булгарию и Золотую Орду считает самыми передовыми странами для своего времени. Для него это «аберрация исторического взгляда из Казани».

Историк никогда бы не решился давать советы хирургу по поводу шунтирования сердца, но почему же хирург, пусть даже великий, считает историческую науку ниже или проще хирургии? Разве в истории не надо быть специалистом? А ведь среди ученых, занимающихся Золотой Ордой никто и не сомневается в значимости этого государства. Достаточно посмотреть академическую литературу, будь-то на русском, английском, венгерском или немецком языках. Такое утверждение является общим местом. Оно никем и не оспаривается. Причем здесь аберрация?

Среди выдающихся татарских политиков есть звезда первой величины – Юсуф Акчура, автор идеи тюркизма (в терминологии Рената Акчурина «нового пантюркизма»). Он вынужден был бежать в Турцию и стал советником Кемаля Ататюрка. Он сделал немалый вклад в становление Турецкой республики. Он мечтал увидеть возрождение татар и не представлял наш народ вне тюркского мира. Кому от этого плохо? России? Русским? Почему славянское единство заведомо хорошо, а тюркское заведомо плохо? Зачем повторять антитатарское изобретение царских чиновников? Мы же цивилизованные люди!

В начале ХХ века татарская мысль породила целое созвездие имен: Юсуф Акчура, Садри Максуди, Гаяз Исхаки, Заки Валиди, Рашид Арат – они все оказались в Турции и вынуждены были служить процветанию не своего, а другого государства, как Муса Бигиев, высланный из страны, служил мусульманскому миру. Все они оставили яркий след в истории татарской мысли. Оставшиеся на родине Мулланур Вахитов, Султан-Галеев пытались возродить нашу государственность. Их жизнь и драматична и трагична. Какая плеяда мыслителей работала на будущее татар, какая глубина понимания истории, какое знание родного, арабского, тюркских, европейских языков. Их труды до сих пор не устарели.

Сегодня любой, даже не знающий родного языка и своей истории, может рассуждать о «татарском вопросе» в России. Стыдно и обидно…

Золотая Орда была славным наследием, за которое Москва сражалась с Казанью. Покорение Казанского ханства позволило Ивану Грозному в международных документах именовать себя царем, что по тем временам было тождественно званию хана. Сегодня над двуглавым орлом красуются три короны – символы Казанского, Астраханского и Сибирского ханств, установленные в честь покорения татарских ханств Алексей Михайловичем в 1625 году. Да и сам двуглавый орел в свое время чеканился на монетах Джанибек-хана. В то время не было отторжения татарского наследия, скорее, наоборот. И противостояние Москвы и Казани носило не столько этнический и религиозный характер, сколько было соперничеством за политическое влияние на постзолотоордынском пространстве.

Россия для нас не чужая территория. Татары как народ сформировались на этих огромных просторах и сегодня они живут на своих исконных землях не как пришельцы, а как хозяева. А раз так, то и вести себя мы должны соответственно, т.е. с пониманием ответственности за судьбу этой земли.

История никогда не бывает простой и однолинейной, как порой ее хотят представить. А уж татарская история всегда была со сложными поворотами. Пожалуй, самый больной вопрос для нашего народа – тема татаро-монгольского нашествия, привязка татар к монголам.

Конечно же, татары и монголы разные народы. Но историю не так легко расчленить как языки и этнические признаки. Слишком многое перемешалось за сотни лет взаимной борьбы и взаимовлияния. Это началось еще в раннее средневековье в глубине азиатского континента, а закончилось на европейской территории. Два народа оказались в одной связке. Монголы многое взяли у тюрков и сами повлияли на татар, особенно в части военного искусства и государственного строительства. От монгольского наследства нам не отрешиться. В конце концов, ханы, похороненные в Казанском Кремле - чингизиды. От этого никуда не уйти. Мы их будем чтить как своих предтечей.

Российские учебники, пресса, художественная литература, публицисты то и дело поминают «татарщину», «татарскую дань», «татаро-монгольское иго». Куликовскую битву, о которой русский историк Ключевский в своих многочисленных сочинениях даже не упоминает «из-за незначительности данного события», раздули до небес как поворотное событие для русской истории, а Александр Невский, которого Бату-хан усыновил, был по официальной версии чуть ли главным борцом с татарами. Извратили все.

Лев Гумилев утверждал, что татаро-монгольского ига не было, а был союз татар и русских перед лицом нашествия тевтонцев и литовцев. Возможно, что он несколько идеализировал ситуацию. Татаро-монголы не были гуманистами, но и по своей жестокости они ничем не отличались от Европы тех лет, где шли крестовые походы и на кострах инквизиция жгла еретиков. Они были порождением своего времени. Просто вселенский масштаб замыслов Чингисхана напугал Европу и они в ответ создали черную легенду о татарах.

Первейшая задача татар изменить отношение общественности к нашей истории. Это задача не только официальных структур Татарстана и Академии наук РТ, но и всех татар. Это общенациональное дело. Без этого невозможно в короткие сроки поменять российское сознание. Нужно пользоваться любой возможностью, любым поводом, чтобы в СМИ публиковать правду. В каждом субъекте федерации при национально-культурной автономии должна быть создана группа историков-любителей, специально занимающихся этим вопросом. Сегодня достаточно академической литературы, чтобы можно было дать ответы на самые сложные вопросы, но не хватает популярной литературы. Нужно, чтобы эти активисты занимались историей собственного края, показывая какие исторические пласты хранит российская земля. Для нас очевидно, что Астрахань – это Хаджитархан, Волгоград – Сарацин с татарскими корнями, Саратов возник на базе золотоордынского Укека и т.д., а для большинства русских это будет откровением.

Нужно издавать исторические детские и популярные книги большим тиражом. Не надо ждать, пока это сделают в Татарстане. Грамотные и инициативные бизнесмены должны взять это в свои руки и поставить на коммерческую основу. Это призыв и обращение, потому что Институт истории загружен академической работой по подготовке фундаментального труда «История татар с древнейших времен» в 7-ми томах и не может в ближайшие 3-5 лет отвлекаться ни на какие другие дела. Институт и без того работает на пределе своих возможностей, при этом использует потенциал историков не только республики, но и лучших российских и международных центров.

Грядущее 1000-летие г. Казани хороший повод для изменения российского общественного сознания, воспринимающего татар как пришельцев и поработителей русских.

В этом году будет 450-летие со дня взятия Казани войсками Ивана Грозного. Российские официальные власти хотели бы представить покорение ханства как прогрессивное явление. Татары с этим никогда не согласятся.

Покорение Казани – трагический поворот в нашей судьбе. Эта дата должна стать поводом для размышлений, но не о прошлом, а о будущем, не для разжигания страстей, а трезвой оценки татарской и русской истории.

Татарское сознание делит историю на две части: до взятия Казани и после ее взятия. Вся история предстает как борьба русских с татарами, православия с исламом. На самом деле история была гораздо сложнее. Не хотелось бы, чтобы произошла политизация истории по аналогии с Куликовской битвой, она может оказаться не на пользу татарского народа, который живет не только в Казани, но и по всей России. Нельзя в ответ на давление центра отвечать тем же. Нужно быть мудрее.

Россия растеряла свое величие, и теперь ее душа мечется между жаждой вернуться к прошлому и катастрофическим нынешним состоянием. Русская культура теряет свой авторитет. Где сегодня великие Толстой, Достоевский, Чехов, Бердяев?! Нет их. Это большая беда для страны. Россия ведет себя как православное, русское государство и мало считается с другими народами. Попытки выстроить вертикаль власти, ограничить права Татарстана и других республик, силой решить чеченский вопрос – все это походит на агонию.

Эпоха империй прошла. У России есть будущее только как демократической федерации, в которой республики, области и края являются не декоративными, а реальными субъектами. Российская политическая элита будет экспериментировать над государством и своим народом, объединяя субъекты в новые административные единицы, попытается ликвидировать республики. Неопределенность и нестабильность помогает политтехнологам манипулировать общественным мнением.

Наша задача – содействовать стабилизации политической ситуации в России, а для этого нужно укреплять существующие структуры татар, прежде всего, национально-культурную автономию.

Мы должны учиться у тех народов, которые сумели найти свою дорогу в этом быстроменяющемся мире. Посмотрите на маленькую Эстонию, которая сразу же без колебаний взяла курс на европейские традиции. У нее не было такого экономического потенциала как у Татарстана, численность эстонцев всего-то один миллион, но они учатся у передовых стран и многого добились за последние десять лет. Главное у них есть ясные перспективы в семье европейских народов.

История татар уходит в глубину азиатского континента – туда, где вызревали гуннские державы, ранние тюркские и татарские государства. Там истоки. В начале новой эры, а также в эпоху великих переселений в Волго-Уральском регионе сложился костях нашего народа. Многие этносы оказались втянутыми в бурные процессы, сопровождавшие нашу историю: булгары, кипчаки, ногайцы и многие другие. То, что придало татарам нынешний облик - это Золотая Орда. Язык, литература, культура, психология приобрели законченный вид в золотоордынский период, хотя справедливости ради нужно сказать, что ХХ век сильно преобразил нацию, придав ей современные, даже европейские черты.

История нашего народа предстает как непрерывное движение с Востока на Запад в прямом и переносном смысле. Когда-то на Востоке была передовая мысль и высокая культура. Но центр мировых процессов постепенно переместился на Запад. Сегодня Европа предстает как центр самых либеральных идей, именно там относятся с пониманием к правам народов. Там передовая научная и техническая мысль, развитая экономика и культура. Россия делает ошибку, когда пытается встать между Востоком и Западом. Наша задача состоит в том, чтобы, не отрываясь от Востока двигаться дальше к Европе.

Татары за свою историю пережили периоды расцвета и унижения. Четыре с половиной столетия гонений на язык, культуру и религию мы выдержали с честью, сохранив свое имя и достоинство. Неужели все это было сделано только для того, чтобы тащиться в хвосте агонизирующей империи?! Нет, мы должны найти свой путь в цивилизованное общество - не против России, не вне ее, но вместе с ней.

Татарин, ты должен знать правду о своей истории.

Не верь, когда будут говорить, что татары были диким народом.

Не верь, когда скажут, что татаро-монгольское иго задержало развитие России и других стран.

Не верь, если скажут, что мы булгары, а не татары.

Не верь, если будут принижать роль Золотой Орды.

Мы наследники великой культуры, чей потенциал нужен миру. Огромный исторический опыт воплотился в татарском языке, литературе, моральных ценностях и мы живые носители этих традиций. Наши предки сумели освоить огромные евразийские пространства и построили десятки государств, способных существовать в самых суровых условиях. Россия никогда бы не возникла, если бы до этого не было Тюркского каганата, а вслед за ним Золотой Орды.

Ничто в истории не бывает бесследным. Наша беда заключается в том, что историческую нить пытались прервать в различные эпохи, воспитывали поколения людей с извращенными представлениями о татарах. Теперь только от нас зависит, кем мы станем в ХХI веке. Нужно преодолеть комплекс неполноценности и взяться за работу по возвращению исторической правды, а вслед за этим вернется прерванная связь времен…

<<< назад - дальше >>>



Hosted by uCoz